История храма

История храма села Плюсково

   Плюсково упоминается с 1637 как существующее село в составе Трубчевского уезда, у его границы с Брянским уездом.  Трудно, за отсутствием каких-либо достоверных сведений, объяснить название села. Если верить рассказам старожилов, название села указывает на постепенное образование прихода: приход образовался в разное время из пришлого люда, местность населялась медленно и постепенно, что и послужило будто бы назвать село Плюсковым. В настоящее время в составе прихода, кроме села, входят следующие деревни: Шуклин, Здесловка, Козловка и Уруково; во всем приходе насчитывается 1800 душ мужского пола. Населен приход исключительно крестьянами; главное занятие их – хлебопашество. Плюсково, как видно из некоторых исторических описаний, село очень древнее. В описании господином Пясецким Трубчевского Спасо-Чолнского монастыря оно упоминается под 1602 годом как место битвы русских с поляками, предводимыми Жолковским. Подтверждением этого служат существующие до сих пор возле Плюскова курганы (теперь, правда, не так заметные) или манежи, возведенные, по словам старожилов, для обороны от поляков. Хотя и нельзя точно указать, в каком году был построен первый храм в селе Плюсков, однако, принимая во внимание древность села, восходящую к тяжелым дням на Руси междуцарствия, можно с уверенностью относить время постройки первого храма в Плюскове к первой половине 17 столетия. В рукописной летописи 1870 года говорится, что по словам старожилов, в селе Плюскове церковь существует издавна. На том месте, где теперь стоит деревянная каплица, была церковь, но по неосторожности сгорела. После пожара прихожане купили в селе Пьяном Рогу (Мглинского уезда, Черниговской губернии) деревянную церковь, в которой за устроением нового храма богослужения не совершались. К купленной в Пьяном Рогу церкви были пристроены трапеза и колокольня, и этот-то храм существует в Плюскове до настоящего времени. Устроен был храм не ранее 1820 года и всецело на средства прихожан. В 1826 году храм был вновь окрашен и прежние плоские купола заменены круглыми. В 1869 году он был крестообразно расширен. В храме два престола: один во имя святых апостолов Петра и Павла, другой в трапезе во имя Святого и Чудотворца Димитрия Митрополита Ростовского. В 1880 и 1896 годах в храме производился капитальный ремонт: окрашены были стены внутри и снаружи, возобновлена вся живопись и позолота. Особым почитанием прихожан пользуется икона Казанской Божией Матери, присланная в храм неизвестным жертвователем. Пред этою иконою совершено было обще-приходское моление в 1893 году по случаю появившейся на посевах саранчи, и с тех пор икона эта участвует во всех обычных крестных ходах и общественных моленияx. Из церковной утвари особого внимания заслуживает серебряный вызолоченный сосуд, украшенный финифтию и бирюзою, весом с полным прибором 5 1/4 фунтов. Сосуд этот, если верить преданно, слит будто бы из кубка, подаренного Петром Великим одному плюсковскому крестьянину; но при каких обстоятельствах совершился царский подарок — предание ничего не говорит об этом. Причт двухштатный; земли церковной 34 десятины. В приходе две школы: земская и школа грамоты.

(Историческое описание церквей и приходов Трубчевского уезда, 1903 год).

    Современный каменный храм Петра и Павла сооружен в 1914 году. С 1930-х годов по 1993 не действовал.